Как человек придумал упряжь?

Вплоть до VIII века н.э. единственным видом упряжи был подшеек — ремень, охватывающий шею лошади. Пользоваться им было неудобно, потому что при малейшем усилии подшеек начинал душить лошадь. Всадник даже рисковал задушить свою лошадь, пуская ее галопом. Понятно, что за подшеек лошадь нельзя было запрягать в повозку.

Отсутствие упряжи, позволявшей перевозить тяжелые грузы, сказывалось и на экономике. Так, Древний Рим всецело зависел от зерна, которое привозили из Египта на кораблях. Без него римлянам грозил голод. А все дело было в том, что в те времена не существовало упряжи, с помощью которой можно было запрячь лошадей в повозки, чтобы перевозить зерно по дорогам.

Примерно в IV столетии до н.э китайцам удалось изобрести достаточно удобную упряжь. Это был хомут, который надевался поперек груди животного. С помощью кожаных ремней-постромок он соединялся с оглоблями.

Вскоре его заменила кожаная упряжь, целиком состоящая из ремней. Шею лошади больше не стягивал ремень, потому что основная нагрузка приходилась на грудь и ключицы.

Но наиболее удобным и эффективным оказался мягкий хомут, обхватывавший грудь лошади. Было установлено, что лошадь в такой упряжи могла везти груз весом в полторы тонны.

Ученые установили, что изобретению упряжи в Китае помогли две причины. Во-первых, необходимость перевозить грузы по вязкому песку. Понятно, что лошади в упряжи с подшейком делали это с большим трудом. Кроме того, лошади использовались и для перевозки грузов по реке, где шейный ремень также был неприменим.

Вот почему хомутовая упряжь получила наибольшее распространение именно в Китае. Она широко употреблялась уже в I веке до н.э., т.е. на тысячу лет раньше, чем в Европе.

Через некоторое время был предложен еще более простой вид хомутовой упряжи: постромки стали прикреплять непосредственно к повозке. В таком виде этой упряжью пользуются и сейчас во всем мире.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий