Откуда появился Фантомас?

Создателями Фантомаса являются французские журналисты Марсель Аллен и Пьер Сувестр. С 1911 по 1913 годы они выпустили 32 романа, в которых рассказывается о приключениях этого героя, сочетающего черты человека и призрака. Любопытно, что одновременно с ними также во Франции появился роман Анри Галопена под названием «Тенебрасс, бандит-фантом». Однако его скоро забыли. В чем же секрет такой необыкновенной популярности Фантомаса?

Он заключен уже в самом имени героя, происходящего от французского слова Fantom, означающего призрак, привидение. Избрав главным героем не человека, а некое фантастическое создание, Сувестр и Аллен разделили сюжетное напряжение между разгадкой сразу двух тайн: совершаемых героем преступлений и происхождением самого героя.

Их роман скорее напоминает не классический детектив, столь популярный на рубеже XIX-XX веков (Габорио, Леблана, Леру), а роман ужасов, более характерный для XVIII века. Подобное сочетание детектива и мистики с фантастикой и любовно-авантюрными мотивами и обусловило читательский интерес.

Интересно, что впервые авторы использовали и достижения новейшей техники — они диктовали романы стенографистке, перепечатывавшей им сразу же после этого. Три дня у них уходило на разработку плана, еще три на диктовку двум стенографисткам (кому какие главы – четные или нечетные – они определяли по жребию). И еще один день уходил на выправку и вычитку готового текста.

Практически перед нами схематически представлен макет работы над современным сериалом или мыльной оперой, только в структуре романа это отражалось во множестве сюжетных ходов, что усиливало интерес читателя, распутывающего своеобразный клубок. Сами авторы называли свою организацию работы «автоматическим письмом».

Однако подобная продуктивность имела и свои отрицательные стороны. Не всегда можно было придумать что-то совершенно оригинальное и интересное для всех слоев читателя. Нашлись и многочисленные подражатели, имитировавшие стиль авторов «Фантомаса», но не обладавшие таким же художественным талантом. Не случайно, что в 60-ые годы именно стилевая манера Аллена и Сувестра была блестяще спародирована режиссером Юнебелем, поставившим знаменитый сериал о Фантомасе.

Однако роман Аллена и Сувестра нельзя считать искусно выполненной ремесленной поделкой. Можно вспомнить высокие оценки, данные роману французскими писателями Луи Арагоном, Андре Мальро и Жаном Кокто.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий